Минэкономразвития России определит критерии отнесения имущества к недвижимости

С 01.01.2019 вступили в силу положения пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, согласно которым объектами налогообложения налогом для российских организаций признается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса.

При этом глава 30 Налогового кодекса не содержит определения понятия «движимое» и «недвижимое имущество». С учетом статьи 11 Налогового кодекса в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), движимым имуществом являются вещи, не относящиеся к недвижимости (недвижимому имуществу).

В свою очередь, исходя из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимости относятся:

1) объекты, указанные в федеральных законах в качестве недвижимости, исчерпывающее определение которых имеется в этих законах (например, земельные участки (ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации), жилые дома и помещения (статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации), машино-места (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и т.п.);

2) объекты, указанные в федеральных законах в качестве недвижимости, исчерпывающее (межотраслевое) определение которых не имеется в этих законах, но к которым применяются общие критерии для отнесения вещей к недвижимости, указанные в статье 130 Гражданского кодекса: прочная связь с землей, перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (например, здания нежилого назначения, сооружения, хозяйственные строения, гаражи и т.п.).

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Однако, как отметил Верховный Суд Российской Федерации (определения от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638), государственная регистрация права не является обязательным условием для признания вещи недвижимостью, поскольку установленные Гражданским кодексом критерии возникновения недвижимости связаны только с природными свойствами объекта либо с указанием федерального закона о подчинении вещи режиму недвижимости.

Для выявления оснований отнесения объекта к недвижимости исследуются:

сведения ЕГРН;

при отсутствии сведений ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, наличие фундамента, признаков объекта капитального строительства, документов технического учета, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, заключения экспертизы и т.п.

В целях совершенствования законодательства о критериях отнесения имущества к недвижимости протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.09.2018 N ДК-П9-166пр Минэкономразвития России поручено разработать поправки в Гражданский кодекс.

Подготовленный во исполнение поручения законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» 15.10.2018 внесен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Основными задачами законопроекта являются: уточнение понятий объекта недвижимости, его увязка с иными понятиями, используемыми в других отраслях законодательства: «объект капитального строительства», «строение», «здание», «сооружение»; установление порядка образования нового объекта недвижимости; уточнение правового регулирования в отношении единого недвижимого комплекса, предприятия, сложной и неделимой вещи.

Ответственным разработчиком законопроекта является Минэкономразвития России, которым образована межведомственная рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о недвижимом имуществе и обеспечивается согласование законопроекта с заинтересованными органами исполнительной власти (включая Минюст России, Минстрой России, Минфин России).

Подготовлено на основе текста письма ФНС России от 18.02.2019 № БС-4-21/2667@

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.